Вы здесь
Факторы успеха Жанаозенского молочного завода: высокое качество и доступная цена
Мадина Баймамбетова, коммерческий директор ТОО «Жанаозенский молочный завод»
ТОО «Жанаозенский молочный завод», выпускающий на высокотехнологичном оборудовании более 30 наименований социально значимой, качественной, полезной продукции и вносящий достойную лепту в обеспечение продовольственной безопасности страны, стал победителем республиканского конкурса-выставки «Лучший товар Казахстана – 2023». Это уже не первая высокая награда одного из крупнейших в Мангистауской области предприятия по производству и переработке коровьего и верблюжьего молока. Завод создала семейная пара – Молдакадыров Баймамбет Алимбетович и Жакаева Сауле Бердихановна, а в последние годы, когда к управлению компанией присоединилась дочь учредителей Мадина Баймамбетова, предприятие переживает второе рождение. Ее свежий взгляд, уверенность в своих силах, здоровая амбициозность и нацеленность на развитие дали новый импульс производству. По инициативе Мадины для более широкого охвата потребителей, повышения узнаваемости продукции завода и брендирования создан бренд Familk. Для тех же целей разработана технология производства таких новинок в линейке кисломолочных продуктов, как напиток из курта «Baldai kurt», курт в шоколаде, запатентована своя рецептура коже.
О пройденном пути и факторах успеха семейного предприятия рассказывает коммерческий директор Жанаозенского молочного завода Баймамбетова Мадина Баймамбетовна.
Нашу компанию с уверенностью можно назвать семейным бизнесом, и я с большим воодушевлением работаю в нем. Наши родители – настоящие профессионалы своего дела. В свое время, не испугавшись сложностей, они выбрали ту нишу, которая остается актуальной всегда, и, использовав преимущества региона, расширили сферу деятельности, обеспечив производство собственным сырьем – верблюжьим молоком. Деловая хватка родителей, сам формат семейного бизнеса, позволяющий максимально реализовать свой потенциал, во многом определили для меня выбор профессии. Я окончила бакалавриат и получила степень МБА в Synergy University Dubai (ОАЭ), работала несколько лет в Дубае, где получила бесценный опыт менеджмента, увидела, как там работают предприятия того же профиля, что наше. И в какой-то момент поняла, что обладаю необходимыми знаниями для реализации своей детской мечты – трудиться на заводе также, как это делают наши родители. Когда встал выбор: оставаться и дальше за границей, в Арабских эмиратах, или вернуться домой, в Мангистаускую область, я уже точно знала, чего хочу. Для себя я поставила амбициозные цели: сделать так, чтобы жанаозенская кисломолочная продукция – вкусная и полезная! – вышла на большой казахстанский рынок, а в перспективе – шагнула за границу. Мой дом – Казахстан, и, трудясь креативно и ответственно на малой родине, я вместе со своей семьей сумею сделать так, чтобы надпись «Сделано в городе Жанаозен, Республика Казахстан» стала знаком качества. С такими мыслями в 2022 году я стала коммерческим директором ТОО «Жанаозенский молочный завод». И я уверена, что мои цели осуществимы. Наше молодое поколение, опираясь на лучший опыт старших, видит мир шире, глобальнее, а себя ощущает его частью. Отсюда стремление к новым высотам и уверенность в своих силах. Сегодня семейный завод выпускает широкую линейку натуральной, экологически чистой продукции, и нам точно есть куда расти.
История завода уходит корнями в советское время, когда молочная продукция производилась на Жанаозенском городском молзаводе, построенном еще в 1976 году. К началу 2000-х годов бывшее советское предприятие пришло в упадок, и на его базе в 2002 году индивидуальный предприниматель Жакаева Сауле организовала нынешнее товарищество с ограниченной ответственностью. До полноценного запуска предприятия пришлось реконструировать технологические цеха, сделать капитальный ремонт производственного цеха и прилегающих зданий, закупить необходимое оборудование для лаборатории, современные холодильные помещения, аппаратуру для фасовки-розлива готовой продукции и многое другое. Для осуществления всей этой подготовительной работы были инвестированы и собственные средства, и кредит, предоставленный областным акиматом. Так был создан фундамент производства продукции, ставшей к сегодняшнему дню узнаваемой и востребованной не только в Мангистауской области, но и за его пределами.
Первый продукт, который стал производить обновленный завод, – фляжная сметана. В том же году был налажен выпуск фасованной сметаны, кефира, молока и творога. Такая форма значительно удобнее для покупателей, а их желание – всегда наш приоритет. Этот же приоритет объясняет то, что с самого начала и по сей день производство нацелено на расширение ассортимента здоровой и вкусной молочной продукции – необходимой составляющей питания детей и взрослых. Постепенно у нас появились йогуртные напитки, сладкая творожная масса, другая разнообразная кисломолочная продукция. Мы предлагаем продукты разной жирности, в разной по объему упаковке – всё для удобства потребителей. Сегодня в линейке Жанаозенского молочного завода (ЖМЗ) – более 30 наименований, среди них и традиционные для Казахстана продукты (к примеру, иримшик «Узеньский», коже и другие), и сравнительно новые на нашем рынке (турецкий айран, биокефир).
Обращение к традициям
На конкурс «Лучшие продовольственные товары» в 2023 году мы представили национальный кисломолочный напиток «Коже», созданный с опорой не только на традиции, но и на современные знания. В составе этого продукта, по достоинству оцененного как потребителями, так и жюри республиканского конкурса, – кефир из восстановленного коровьего молока, а также пшеничная и кукурузная крупа. Уникальный напиток хорошо утоляет жажду и голод, восполняет нехватку микроэлементов, тонизирует и оказывает благотворное воздействие на пищеварительную и сердечно-сосудистую систему. Наш способ приготовления коже запатентован Национальным институтом интеллектуальной собственности, как и способ приготовления еще одного кисломолочного напитка из коровьего молока – «Шалап».
Завод перерабатывает не только коровье молоко. В 2006 году мы приобрели верблюжье стадо, создали верблюдоводческую ферму, и с тех пор производим полезный, целебный казахский национальный кисломолочный напиток – шубат. На основе шубата завод выпускает запатентованный нами напиток «Мангистау». Из того же верблюжьего молока производятся балкаймак «Аруана» и курт. Наш балкаймак, к слову, взял первое место на выставке в Алматы.
Курт в разных регионах Казахстана изготавливают из молока разных животных: овец, коров, кобыл, – у нас, на западе страны, традиционно используется для этого верблюжье молоко. Но мы не остановились исключительно на традиционных формах. К очередной выставке продовольственных товаров я вместе с нашим технологом разработала новый напиток «Baldai kurt». Наши предки, для которых курт был спасением в долгой дороге, делали из этого сухого продукта калорийный напиток, – мы пошли по их стопам и не проиграли. «Baldai kurt» полезен для пищеварения, хорошо освежает и тонизирует. Для нового продукта я лично разработала дизайн упаковки: она выполнена в фиолетовом цвете и издалека заметна среди другой кисломолочной продукции. Надо сказать, что этот напиток из курта сразу нашел своих поклонников. Нам заказывают его из Астаны, других городов, но пока есть сложности в логистике – это наша очередная задача. Тогда же у нас появилось еще одно новшество – курт в шоколаде. Это лакомство сочетает в себе кисло-соленый и сладкий вкус. Свежо, необычно и очень вкусно! И его тоже сразу оценили покупатели.
Приверженность традициям натурального питания отражается и в том факте, что вся продукция нашего завода производится из экологически чистого сырья, без применения консервантов. Сырье и материалы почти на 90 процентов закупаются у казахстанских производителей. Качество продукции подтверждено декларациями соответствия, санитарно-эпидемиологическими заключениями. На предприятии внедрена система менеджмента качества СТ РК ИСО 9001-2016. На каждом этапе действует строгий контроль за соблюдением требований производственной санитарии и технологических норм.
Если говорить о технологиях, стоит упомянуть о том, как повлияла на бизнес пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения и вызовы. Нам необходимо было в непростых условиях сохранить производство, без преувеличения, жизненно важной продукции, учитывая при этом карантинные требования. В тот период во многом изменился сам подход к бизнесу, и тут очень помогла наша адаптивность. Мы смогли быстро перестроиться и по-иному наладить рабочие процессы. Стали больше использовать современные методы, удобные технологии. В результате выросла производительность труда. Свою роль сыграла тогда и сохраняет сегодня оснащенность завода современным технологическим оборудованием – от ванн длительной пастеризации и гомогенизаторов до аппарата выдува ПЭТ-тары и автоматов фасовки-розлива разнообразной продукции.
Путь к сердцу
Качественные натуральные кисломолочные продукты Жанаозенского завода давно уже завоевали доверие и пользуются стабильным спросом у покупателей. География поставок по Мангистауской области расширилась, а жанаозенские шубат, шалап, коже знают и любят и за пределами области – в Атырау, Астане, Алматы. Большая часть продукции завода поставляется кайтеринговым организациям и непосредственно на предприятия, ее употребляют в дошкольных учреждениях, городских больницах, в столовых нефтяников. Представлена наша продукция также в крупных и малых торговых точках в Жанаозене, Актау, в поселках Шетпе и Бейнеу.
В Мангистауской области действует несколько молочных заводов, кроме того аналогичная продукция поставляется из России. Так что работаем мы в условиях высокой конкуренции, расслабляться нельзя. Наша задача – увеличение количества потребителей за счет наилучшего соотношения доступной цены, высокого качества, интересного дизайна. Осознание намеченного пути позволяет всем работающим на заводе (а у нас трудится более 90 человек) вкладываться в производство, стремиться к совершенствованию – и по праву гордиться результатом своего труда.
Для повышения узнаваемости и привлечения новых покупателей мы начали выпускать продукцию под торговой маркой «Familk». Это название образовано от английских слов «family» – «семья» и «milk» – «молоко» и как нельзя лучше отражает ценности учредителей и всего коллектива Жанаозенского молочного завода. Мы верим, что наша продукция дарит тепло семейного очага, напоминает о давних традициях и идет в ногу со временем. Взрослые, уверенные в качестве продуктов ЖМЗ, находят в них пользу для здоровья, а дети – радость от вкуса. Выбор языковой основы для бренда продиктован перспективной целью выхода на экспорт в страны, где широко используется английский язык.
Вехи роста
Самый строгий судья для производителя любой продукции – покупатели, люди, ради которых мы и работаем. Но чтобы рассказать о себе более широкой аудитории и иметь возможность обмена опыта с коллегами, мы принимаем участие в региональных и республиканских конкурсах. Так, на конкурсе, организованном в 2009 году Молочным союзом Казахстана совместно с Министерством сельского хозяйства и прошедшем в Алматы, мы заняли первое место за инициативу в производстве широкого ассортимента и высокого качества национальных казахских видов молочной продукции. Тогда же на выставке был проведен семинар-тренинг на тему «Органолептическая оценка качества молока и молочной продукции», и наш начальник производства Б. Г. Путиенко получил сертификат. По итогам областного конкурса-выставки в рамках «Алтын Сапа – 2009» вышли на первое место в номинации «Үздік азық-түлік тауарлары». У нас немало золотых медалей за высокое качество молочной продукции, благодарственные письма от Министерства индустрии и новых технологий за активное участие в выставке «Казахстанское содержание» в 2010–2011 годах. Мы приняли участие в проекте Министерства сельского хозяйства РК, проводившего конкурс на международный грант «Совершенствование системы контроля качества и безопасности сельскохозяйственной и пищевой продукции в соответствии с международными требованиями на базе химико-бактериологического лаборатории», и выиграли этот грант, получив средства на модернизацию лаборатории: приобретение оборудования, ремонт помещений; в настоящее время лаборатория доукомплектована современным оборудованием. В 2013 году завод стал дипломантом республиканского конкурса-выставки «Лучший товар Казахстана».
Нынешний этап жизни Жанаозенского молочного завода – время, когда традиции прошлого и динамизм настоящего, находящие выражение в работе коллектива и выстраивании партнерских отношений с поставщиками и покупателями, создали все возможности для устойчивого развития на многие годы вперед.
А на будущее мы руководствуемся четкими требованиями, ориентированными на полное соответствие качества нашей продукции потребностям и ожиданиям ее покупателей. Для достижения этого мы отслеживаем и стремимся внедрять современные разработки в науке и технологии и изучаем основные тенденции мирового рынка. Задача производства – выдавать стабильно высокую по качеству продукцию, доступную по цене для населения со средним прожиточным минимумом.
Секреты нашего успеха: мы всегда делаем свою работу на отлично и заботимся о тех, кто покупает нашу продукцию, мы ставим высокие цели и работаем, предвосхищая запросы покупателей, обновляя ассортимент, улучшая дизайн, сохраняя высокий уровень качества и ценовую привлекательность.
Источник: Журнал "Успех"
Дата создания: 29 февраля 2024