премия президента
республики казахстан

алтын сапа

конкурс-выставка

лучший товар
казахстана

премия президента
республики казахстан
алтын сапа

конкурс-выставка
лучший товар
казахстана

премия президента
республики казахстан
алтын сапа

конкурс-выставка
лучший товар
казахстана

Вы здесь

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ УСПЕХ В КОНКУРСЕ «АЛТЫН САПА»?

В чем «тайный» замысел конкурсов «Алтын сапа» и «Лучший товар Казахстана»? Давайте рассмотрим саму процедуру и поймем.

Как происходить сбор заявок

«Атамекен» дал старт началу приема заявок для участия в конкурсе на соискание премии Президента РК «Алтын Сапа» и конкурсе-выставке «Лучший товар Казахстана». 

Напомним, с 2015 года, в соответствии с Указом, основным организатором конкурсов является Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен». Цель конкурсов - поддержать отечественного производителя, способствовать повышению качества казахстанских товаров и услуг, а также с целью повышения конкурентоспособности отечественных производителей и популяризации идеи качества. Если смотреть шире, конкурс буквально позволяет структурировать и систематизировать работу внутри компании и начать процесс совершенствования.
Так как «Алтын Сапа» сложный и формализованный конкурс и вся оценка идет на чистом самоотчете и ответственности самих компаний. 
Условно конкурс можно поделить на этапы. Старт идет после объявления приема заявок для участия в конкурсе на соискание премии Президента РК «Алтын Сапа». В 2018 году старт объявили с 20 февраля. Сбор заявок и материалов на участие в конкурсе продлиться до 1 июля в Региональных палатах предпринимателей (РПП) Нацпалаты.

Именно этот этап для компании самый важный, именно с подачи заявки и начинают оценивать компанию. Для участия в конкурсе претендент подает заявку в электронном формате на сайте www.altynsapa.kz, либо в бумажном формате до 1 июля направляет в РПП.

Заявка включает в себя комплект документов: заполненную анкету-декларацию, отчет участника конкурса, представляющий собой самооценку уровня его деятельности и конкретных результатов в области качества, – не более 38 листов формата А4, приложение к отчету (диаграммы, графики, таблицы, копии документов) – не более 30 листов формата А 4, анкету по самооценке деятельности участника конкурса в области качества, заполненную на основании показателей критериев по форме, установленной организатором конкурса, копию свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации), либо справка о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица и копию сертификатов на системы менеджмента.

Однако, это далеко не полный список, помимо документов заявка включает в себя краткий обзор деятельности участника конкурса. 
В обзоре объемом не более 6 листов формата А4 должны содержаться (история компании, описание основных видов продукции (услуг), оргструктура, основные требования к качеству продукции (услуг), информация об основных рынках сбыта продукции или оказанных услугах (региональный, республиканский, международный), характеристика основных потребителей продукции (услуг), а также вся иная информация, представляющая важность участника конкурса. 

Причем, отметим, что ограничений нет, и оформление заявки идет по принципу «что не запрещено, то разрешено», то есть будущему конкурсанту дана полная свобода действий. По опыту прошлых лет, именно эта возможность закладывает фундамент на успех: оформление подобных документов может многое сказать о компании и самом руководителе.

Перечень на этом не заканчивается, он включается в себя еще и описание критериев самооценки, в соответствии с моделью премии по 9 критериям и их 32 составляющим, по двум группам:

Первая группа «Возможности» - как организация добивается результатов в области качества, что делается для этого. Критерии: лидерство; стратегия; персонал; партнерство и ресурсы; процессы, продукция и услуги.

Вторая группа «Результаты» характеризует, что достигнуто и к чему она стремится в настоящее время. Критерии: результаты для потребителя, результаты для персонала, результаты для общества, результаты для бизнеса.

Обе группы оцениваются на основе баллов, придаваемых каждому критерию. Да, не все так просто, однако это обеспечивает «прозрачность» проекту.

Все составляющие этих критериев помогут самой компании буквально «разложить» по полочкам свои показатели.  Для оценки конкурсантов и представленных ими документов, отчетов, создан реестр экспертов. Претендующие на включение в реестр, смогут подавать заявку и необходимые документы также через сайт www.altynsapa.kz.

Таким образом, любой участник конкурса может увидеть перечень потенциальных экспертов и их профессиональный уровень, затем на следующем этапе - перечень прошедших отбор и осуществляющих оценку конкурсных материалов экспертов. Это повысит качество оценки, вследствие того, что отбираемые эксперты проходят определенные этапы, по оценке их профессионального уровня. Ну и соответственно, в конкурсе участвуют те организации, которые ориентируются на потребителя посредством внедрения принципов всеобщего менеджмента качества.

Кстати, для «новичков» «Атамекен» на базе Региональных палат предпринимателей предварительно проводит семинары по самооценке деятельности предприятий. Поэтому до начала подачи конкурсных материалов, предприятия - потенциальные участники конкурса, получают всю необходимую информацию по критериям конкурса и уже сами решают, как ей следовать.

Далее, как будут собраны все заявки, сформированная экспертная группа распределяет заявки по направлениям и приступает к оценке. Добавим, что все участники экспертной группы действующие сотрудники из разных сфер, поэтому зачастую работа оценки происходить буквально в ночное время. Место и конфиденциальность документов предоставляет Национальная палата предпринимателей. Документы эксперты оценивают в закрытом помещении, копировать, делать записи и выносить их категорически запрещается.

По итогам их работы формируются финалисты: по 3 предприятия в 4 номинациях, там же и по 3 категориям, всего 36 компаний. Плюс четыре финалиста по специальным премиям.

Тут отсеиваются компании, подавшие некорректные заявки, учитывая, что условия неоднократно проговариваются: эксперты «Атамекена» консультируют конкурсантов на всех этапах приема заявок, а на сайте конкурса опубликована вся необходимая информация.
Сформированные пакеты направляют в правоохранительные органы на проверку: отсутствие задолженностей, на «чистоту» финансовой части компаний и прочее. 

Оттуда уже «отфильтрованные» заявки снова перекочевывают в экспертные группы, которые пересматривают либо утверждают присвоенные ранее баллы. И конечный пакет, выходя на финишную прямую, направляются на рассмотрение в Администрацию Президента РК. Имена победителей в номинациях озвучиваются на торжественной церемонии награждения с участием Главы государства традиционно в конце года.

Еще одна «плюшка» для конкурсантов, даже если предприятие не вышло в лауреаты или призеры конкурса, подготовка самих конкурсных документов позволяет посмотреть предприятию на свою деятельность. К тому же само участие в конкурсе несет в себе в некоторой степени рекламную функцию: информация о призерах и лауреатах освещается в средствах массовой информации, включая телевидение, печатные издания, социальные сети.

Существенные различия конкурса

В целях совершенствования процедур проведения и организации конкурсов 24 ноября 2017 года внесены изменения в Указ и в текущем году конкурсы будут проводиться в соответствии последними изменениями.  Введена новая (четвертая) номинация в области сельского хозяйства и производства пищевых продуктов. Также учреждены две специальные премии «Лучший индустриальный проект», «Лучший инновационный проект» (для исключения учреждения премий, не повторяющихся ежегодно).

Соответственно премии будут вручаться по категориям: субъект малого, среднего и крупного предпринимательства по четырем номинациям:

•    «Лучшее предприятие производственного назначения»;
•    «Лучшее предприятие, выпускающее товары для населения»;
•    «Лучшее предприятие, оказывающее услуги»;
•    «Лучшее предприятие, выпускающее продовольственные товары и/или сельскохозяйственную продукцию».

Как говорилось раннее, внесены изменения и в состав Комиссии АП, т.е. включены по одному представителю объединения юридических лиц сельскохозяйственной продукции и перерабатывающей пищевой промышленности. 

Разделены понятийно наименования комиссий: теперь Комиссия АП сохранит свое наименование, а Комиссия при НПП и РПП будут называться экспертными группами. «Атамекен» как рабочий орган теперь будет вести электронный реестр экспертов из числа компетентных и публичных людей для повышения их профессионализма, ответственности за свои оценки и прозрачности отбора лидеров.

К тому же вводятся меры стимулирования предприятий для участия в конкурсе - денежное вознаграждение (премия) в размере 1 млн тенге на каждого лауреата Алтын сапы. Премия призвана стимулировать на участие в международных конкурсах.

Еще одно отличие - конкурс «Алтын сапа» будет проводится теперь в четыре этапа. Новый этап конкурса предусматривает обследование предприятия квалифицированными экспертами (асессорами) на месте и, соответственно, повышение уровня ответственности экспертов. При этом выезды будут осуществляться только на предприятия-финалисты (40 предприятий: по 3 финалиста на основные номинации и по 2 финалиста на специальные премии).

Отметим, новшества в конкурс-выставке «Лучший товар Казахстана» (ЛТК): закреплены источники финансирования региональных этапов ЛТК за акиматами областей города республиканского значения и столицы. Исключено деления победителей по степеням (1, 2 и 3 степень), так как товары, которые побеждают, относятся к разным группам товаров и их потребительские свойства в обоих случаях находятся на самом высоком уровне, характерном только для них. Будут просто по три равных победителя в трех номинациях.

В этом году вводится дополнительный этап конкурса – общественное онлайн голосование, будут определены 27 финалистов для участия в онлайн-голосовании, по номинациям:

•    «Лучшие товары производственного назначения»;
•    «Лучшие товары для населения»;
•    «Лучшие продовольственные товары».

Исключается учреждение дополнительных званий дипломантов конкурса и только финалисты с окончательными оценками и экспертными заключениями и с учетом онлайн-голосования будут представлены на рассмотрение в Комиссию по присуждению званий при Администрации Президента РК.

Напомним, желающие принять участие в конкурсе на соискание премии Президента РК «Алтын Сапа» и конкурсе-выставке «Лучший товар Казахстана» должны до 1 июля 2018 года представить заявки и материалы в Региональные палаты предпринимателей или в электронном виде на сайте www.altynsapa.kz.

Всего за период проведение в конкурсе «Алтын сапа» приняло участие 1900 предприятий республики, 100 из них были удостоены премии Главы государства. 

За период проведения, участниками конкурса-выставки «Лучший товар Казахстана» стали более 6500 компаний. Из них дипломы получили 133 предприятий. Все лауреаты конкурсов «Алтын сапа» и дипломанты Лучший товар Казахстана» получают право в течение четырех лет использовать эмблему конкурса в рекламных целях.

Дата создания: 10 мая 2018

Видеоурок 21. Оформление онлайн-заявки на конкурс-выставку Лучший товар Казахстана

Премия "Алтын сапа" - 2021

 

Ссылки